Master HTMLМеню

Коммерческий сайт

ПозиционированиеЛогическая структураВизуал

Любой web-сайт начинается с проекта. То, насколько успешным будет ваш ресурс, сколько посетителей станут навещать его в течение суток, как эффективно подействует на аудиторию опубликованная на нем информация, зависит от того, насколько тщательно интернет-маркетолог продумает первоначальный проект. Web-мастер, в компетенцию которого входит непосредственное воплощение ресурса в виде html-документов и иллюстраций, по большому счету является лишь исполнителем вашей идеи.

Прежде всего необходимо помнить, что от ошибок не застрахован никто. Поэтому, даже если создаваемый вами проект является первым опытом в области разработки концепций для web-сайтов, не следует бояться «сделать что-то не так». В отличие других современных способов рекламы, размещенный в Интернете ресурс является достаточно мобильной системой, в которую можно оперативно внести все необходимые поправки. В этом случае крупными временными и финансовыми затратами чревато лишь изменение основной идеи web-сайта, которое повлечет за собой полную перекомпоновку всех составляющих его элементов. Именно к обдумыванию базовой концепции, на которой, как на фундаменте, строится “здание” вашего проекта, следует отнестись с особым вниманием. Мелкий"косметический ремонт" можно будет провести уже позже.

Разработку концепции вашего будущего ресурса можно условно разбить на несколько отдельных этапов. Давайте подробно обсудим каждый из них.

Позиционирование

При создании нового проекта необходимо определить некую «отправную точку», то, от чего можно было бы отталкиваться, прежде чем приступить к проработке деталей. Такой «точкой отсчета» может служить первоначальное позиционирование вашего сайта в Интернете. Возьмите листок бумаги и постарайтесь письменно ответить для себя на следующие вопросы:

  • Какие цели преследуются при создании web-caйта?

Цели могут быть совершенно различными. Возможно, таким путем планируется продвигать торговую марку вашего предприятия в Интернете либо рекламировать предлагаемые товары, услуги. Возможно, основной целью является расширение рынка сбыта вашей продукции за счет интернетовской аудитории. Первостепенной задачей может стать поиск заказчиков в других городах или даже странах либо привлечение деловых партнеров или инвесторов. Четкая формулировка целей в конечном счете является ключом к успеху вашего проекта. Не пытайтесь объять необъятное, выберите какую-то одну приоритетную задачу и несколько второстепенных.

Именно полученной таким образом фундаментальной концепцией будет определяться наполнение создаваемого ресурса: если вы планируете привлечь заказчиков в других городах, вам придется уделить особое внимание информации о способах доставки и оплаты заказов, а также продумать механизм эффективной обратной связи с посетителями сайта. Если же речь идет об иностранных партнерах, потребуется англоязычная версия вашего ресурса, а также, скорее всего, регистрация домена не в российской зоне Всемирной сети, а в международной коммерческой.

  • Какова целевая аудитория вашего сайта?

Другими словами, планируете ли вы публиковать на сайте информацию, рассчитанную на широкую интернетовскую общественность, либо размешенные там материалы будут ориентированы прежде всего на специалистов в вашей области бизнеса? Некоторые компании привлекают посетителей на свои сайты, публикуя в Интернете подборки материалов на темы, близкие к сфере их деятельности, полагая, что кто-то из посетителей может заинтересоваться предлагаемыми услугами и рано или поздно станет их клиентом.

В частности, туристические фирмы размещают статьи о других странах, советы туристам, впечатления путешественников о поездках; организации, торгующие бытовой техникой, — сравнительные обзоры изделий различных производителей, результаты промышленных и собственных испытаний этих изделий, информацию о новинках на рынке подобной продукции и т.д. Если бы такие ресурсы содержали лишь прайс-лист и краткую информацию о фирме, при нынешнем уровне конкуренции их посещаемость неизбежно колебалась бы на уровне нулевой отметки.

С другой стороны, если ваша организация занимается, например, поставками стройматериалов или производственного оборудования, имеет смысл ориентировать ресурс лишь на корпоративных заказчиков. В этом случае необходимо определиться, кому именно адресована предлагаемая вами информация: менеджеров, отвечающих за закупку соответствующих изделий, вряд ли заинтересует подробное изложение истории вашей фирмы на двадцати пяти страницах, скорее им потребуются исчерпывающие данные о характеристиках и технологических особенностях того, что они могут у вас приобрести.

Руководители высшего звена, наоборот, вряд ли будут долго вчитываться в таблицы с техническими параметрами и эксплуатационными характеристиками ваших агрегатов, для них важен ассортимент предлагаемого оборудования, цены и краткая информация о поставщике. Подумайте о том, собираетесь ли вы привлекать к сотрудничеству только организации, уже работающие в данной отрасли, или и новые компании тоже, заинтересовав их перспективами вашего бизнеса. В последнем случае потребуется опубликовать подробные сведения не только о предлагаемых изделиях, но и о технологиях, применяемых при их производстве, обзор аналогичных изделий других производителей, иными словами — данные, которые вряд ли будут интересны"профессионалам".

  • Какую отдачу вы планируете получить от эксплуатации сайта?

Этот вопрос также является одним из ключевых. Если web-сайт планируется использовать лишь как «электронную визитную карточку" фирмы, посетив которую ваши потенциальные партнеры смогут получить информацию о ее деятельности и истории, скорее всего, вы сможете ограничиться всего лишь несколькими тематическими разделами: “О компании”, “Товары/услуги”, “Цены”, “Наш адрес” и “Обратная связь”. Иногда в этот список добавляют рубрику “Вакансии”. Адрес такой странички можно напечатать на обычной визитной карточке ваших сотрудников или на сопутствующей представительской продукции, вроде календарей или рекламных проспектов, он может фигурировать в наружной и телевизионной рекламе. В общем случае “сайт-визитка” используется лишь как вспомогательное средство при проведении традиционных рекламных кампаний.

Если же вы рассчитываете на организацию прямых продаж или заключение договоров через Интернет, придется подумать о размещении на сайте дополнительных информационных разделов, содержащих варианты договоров, заранее определить методы отгрузки, поставки и оплаты товаров, чтобы первый же заказ не стал неприятной неожиданностью для сотрудников отдела доставки и бухгалтерии вашего предприятия. Потребуется организация четкой обратной связи с посетителями, причем на входящую почту нужно будет отвечать по возможности полно и без задержек.

Корпоративный, или представительский сайт должен обеспечивать максимальный комфорт потенциальным клиентам: чем больше исчерпывающей информации он будет содержать, тем меньше писем с идентичными вопросами попадет в ваш электронный почтовый ящик.

Логическая структура

Фактическое расположение составляющих ваш ресурс файлов и папок на серверном компьютере называется физической структурой сайта. Под логической структурой принято понимать список тематических разделов, из которых состоит ресурс, а также перечень документов иллюстраций, составляющих каждый раздел. Физическую структуру сайта определяет разрабатывающий его web-мастер исходя из технических особенностей сервера, на котором он будет опубликован, а также ряда других критериев. Логическую структуру должен продумать интернет-маркетолог.

Опираясь на определенные вами цели и задачи проекта, составьте подробный список тематических разделов, которые будет включать web-сайт. Каждый раздел может содержать ряд документов, связанных какой-либо одной темой, следует определить их перечень и примерное содержание. Подумайте, какие таблицы, схемы и иллюстрации следует поместить в каждый документ, подготовьте необходимые изображения и тексты.

Если вы затрудняетесь в определении набора необходимых рубрик, посетите ресурсы организаций или фирм, работающих в смежных областях бизнеса, как российских, так и зарубежных, оцените с точки зрения посетителя, какой информации на этих web-сайтах не хватает, а какой — наоборот, переизбыток. Это поможет вам представить себе приблизительное направление дальнейшей работы. Продумайте систему внешних гиперсвязей и внутренних ссылок между отдельными составляющими сайта, определите, как различные тематические разделы будут взаимодействовать между собой. Проверьте орфографию и пунктуацию во всех текстовых документах. Только после этого можно переходить к следующему этапу разработки вашего проекта.

Визуал

В среде web-дизайнеров визуалом принято называть общую графическую концепцию, применяемую в оформлении web-сайта. Определение этой концепции можно оставить на усмотрение вашего web-мастера, однако иметь свое мнение по этому вопросу вам все-таки надо, поскольку весьма распространенный подход заказчиков «чего-то хочу, а чего — не знаю» значительно затруднит и замедлит его работу. Для ускорения подготовки вашего сайта я рекомендую обращаться к web-дизайнеру с уже готовой идеей его внешнего представления.

Безусловно, в Интернете существует множество ресурсов, вообще не имеющих единой дизайнерской концепции. Не стану утверждать, что это хорошо: сайты, обладающие четко выраженным визуалом, лучше запоминаются посетителями, наличие оригинального дизайнерского решения вызывает у пользователей положительные ассоциации, которые на подсознательном уровне будут связаны с вашей торговой маркой, тогда как абстрактный, обезличенный подход к оформлению сайта, наоборот, будет способствовать тому, что посетители забудут о вашем существовании, как только перейдут по следующей гиперссылке.

Для определения общей графической идеи проекта просто постарайтесь вспомнить, какие ассоциации вызывает у вас продукция или услуги вашей фирмы, попытайтесь связать ассоциативный ряд с ее названием или логотипом. В качестве примера удачного решения приведу сайт одной из служб знакомств. Визуал данного ресурса был представлен в виде некоего круизного лайнера, каждой “палубе” которого соответствовал определенный тематический раздел. Благодаря этому пользователь подсознательно ощущал атмосферу отдыха, развлечений, что неизбежно откладывалось в памяти и заставляло его возвращаться на данный сайт снова и снова. Еще пример. Некая фирма, торгующая аудиотехникой, оформила свой проект с использованием характерных цветов современной музыкальной аппаратуры, графические элементы навигации напоминали кнопки управления кассетным магнитофоном, а декоративные иллюстрации были похожи на динамики аудиоколонок и шкалу настройки FM-тюнера. Практической пользы от подобных «художественных излишеств», разумеется, никакой, однако случайно оказавшийся на подобном сайте посетитель, решив через какое-то время купить себе плейер или CD-проигрыватель, прежде всего попытается вспомнить название этой фирмы или адрес ее странички: ассоциирующийся с предметом его поисков дизайн уже прочно отложился в его памяти.

В принципе, понятие визуала можно трактовать очень широко: от цветового решения, повторяющего ваши корпоративные цвета, до какого-либо одного, характерного и легко запоминающегося декоративного элемента, помещенного на всех страницах сайта. Неплохим вариантом является представление информации на web-сайте от имени сотрудников вашей фирмы: в этом случае вы можете разместить на странице с описанием товаров фотографию менеджера по продажам и оформить текст как рассказ от первого лица. Подсознательно читателю гораздо легче общаться с «живым человеком», чем изучать некую безликую, пусть даже интересную информацию. Если позволяет концепция, можно ввести на страницы сайта какой-либо рисованный персонаж или облечь описание технологии изготовления ваших сверхсовременных электронных мухобоек в форму экскурсии по производственному цеху.

Тем не менее, мне сразу хотелось бы предостеречь вас от одной весьма распространенной и потому уже изрядно набившей оскомину ошибки, допускаемой специалистами по интернет-маркетингу и начинающими дизайнерами, а именно — от использования прямых, очевидных, «штампованных» ассоциаций. Туризм — пальма, море, солнце; издательство — книга, газетная полоса; стройка — подъемный кран, кирпичная кладка, мастерок; фармакология — таблетка, реторта, пробирка; медицина — чаша со змеей. Таких сайтов в Интернете — миллионы. Чем неожиданнее и интереснее будет придуманное вами визуальное решение, тем больший эффект оно произведет на посетителей. Однако старайтесь все же не заходить слишком далеко: сайт магазина по продаже верхней одежды, оформленный, скажем, элементами интерфейса компьютерных программ, вызовет лишь недоумение у вашей аудитории.

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Hosted by uCoz